Об итогах 18-го совещания КРСОЗ в Риме, в котором приняла участие директор НИОХ СО РАН и руководитель НКЦ Елена Григорьевна Багрянская.
Участие в составе российской делегации приняли представители Росприроднадзора, РАН и НКЦ в качестве наблюдателей. Российскую делегацию возглавляла руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Геннадиевна Радионова, в работе КРСОЗ принимала участие руководитель Национального координационного центра НИОХ СО РАН Елена Григорьевна Багрянская. В общей сложности в совещании КРСОЗ 18 приняли участие 104 наблюдателя, в том числе 64 представителя от 28 стран и 40 представителей от 23 международных неправительственных организаций, гражданского общества и промышленности.
На фото: Т.А. Кузнецова и Е.Г. Багрянская
В повестке дня КРСОЗ 18 были рассмотрены проекты оценки регулирования рисков по веществам «Дехлоран плюс» и УФ-328, проекты характеристики рисков по хлорпирифосу, по хлорированным парафинам с длиной углеродной цепи в диапазоне C14-17 и с уровнем хлорирования не менее 45% хлора по массе, по длинноцепным перфторкарбоновым кислотам, их солям и родственным соединениям, проект руководства с целью рассмотрения Комитетом способности химического вещества к переносу в окружающей среде и другие вопросы.
Позиция российской делегации по пунктам повестки дня КРСОЗ 18 предварительно была выработана в ходе состоявшегося 20 сентября 2022 г. в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования совещания межведомственной рабочей группы по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях и Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением в рамках компетенции Росприроднадзора.
В ходе обсуждения пунктов повестки дня совещания КРСОЗ 18 представили позицию российской стороны по следующим вопросам.
1. Проект оценки регулирования рисков «Дехлоран плюс» (документ UNEP/POPS/POPRC.18/2/Add.1)
Указали на необходимость устранения неточностей в проекте оценки регулирования рисков «Дехлоран плюс» (документ UNEP/POPS/POPRC.18/2/Add.1) 2), поскольку проект не в полной мере соответствует требованиям приложения F.
Обратили внимание Комитета, что несмотря на неоднократные письменные и устные заявления представителя Российской Федерации на предыдущем совещании Комитета в пункте 21 проекта содержится недостоверная информация о том, что «определенные ограничения и требования к утверждению, отчетности и/или уведомлению в отношении производства, импорта и/или использования применяются в Российской Федерации». В связи с этим повторно потребовали исключить из этого пункта сведения о Российской Федерации.
Также повторно сделали акцент на то, что российская сторона не поддерживает принятую на предыдущем совещании Комитета в январе 2022 г. характеристику рисков из-за несоответствия приведенных в ней значений требованиям приложения D.
2.Проект оценки регулирования рисков УФ-328 (документ UNEP/POPS/POPRC.18/3/Add.1)
Отметили, что риски, связанные с УФ-328, связаны с микропластиками, и выразили надежду, что работа, проводимая по запрету микропластиков, будет продолжена. Призвали к тщательному изучению и рассмотрению альтернатив, чтобы избежать достойных сожаления замен.
Указали, что проект оценки регулирования рисков не в полной мере соответствует требованиям приложения F.
При этом обратили внимание Комитета, что несмотря на неоднократные письменные и устные заявления представителя Российской Федерации на предыдущем совещании Комитета в пункте 21 проекта содержится недостоверная информация о том, что «УФ-328 ввозится в Россию из Китайской Народной Республики, объемы импорта неизвестны». Повторно потребовали исключить из этого пункта сведения о применении УФ-328 в Российской Федерации.
Также повторно сделали акцент на то, что российская сторона не поддерживает принятую на предыдущем совещании Комитета в январе 2022 г. характеристику рисков из-за несоответствия приведенных в ней значений требованиям приложения D.
3. Проект характеристики рисков по хлорпирифосу (документ UNEP/POPS/POPRC.18/4/Add.1)
Призвали к проведению дополнительных исследований, предположив, что текущие данные могут не соответствовать критериям приложения D к Конвенции. Указали на недостаточность данных об активности метаболитов, отметив, что показатели периода полураспада в почве, воде и донных отложениях не соответствуют критериям приложения D к Конвенции.
Также обратили внимание Комитета, что проект характеристики рисков не соответствует требованиям приложения Е. В частности он не содержит информацию о производстве, в том числе количестве и местонахождении хлорпирифоса; токсикологическом взаимодействие хлорпирифоса с участием нескольких химических веществ; превращению хлорпирифоса в другие химические соединения; и др.
Отметили, что вывод о соответствии фактора биоконцентрации критерию приложения D к Конвенции сделан только на основании прогнозных методов. Необходимы дополнительные исследования.
Указали на отсутствие в проекте документа полученного экспериментальным путем вывода о способности хлорпирифоса к переносу на большие расстояния.
В целом резюмировали что, проект характеристики рисков по хлопирифосу требует существенной доработки и проведения дополнительных исследований.
4. Проект характеристики рисков по хлорированным парафинам с длиной углеродной цепи в диапазоне C14-17 и с уровнем хлорирования не менее 45% хлора по массе (далее – среднецепные хлорированные парафины - СЦХП) (документ UNEP/POPS/POPRC.18/5/Add.1).
Передали в Секретариат в рабочем порядке позицию российской стороны в письменном виде по проекту характеристики рисков, в котором отразили, что проект характеристики рисков не соответствует требованиям приложения Е аналогично с хлопирифосом, а приведенные в проекте документа показатели по стойкости, биоаккумуляции, способности к переносу на большие расстояния, неблагоприятных последствий не соответствуют критериям приложения D к Конвенции, резюмировав что, проект документа по СЦХП требует существенной доработки и проведения дополнительных исследований.
5. Проект характеристики рисков по длинноцепным перфторкарбоновым кислотам, их солям и родственным соединениям (далее – ДЦПК) (документ UNEP/POPS/POPRC.18/6/Add.1)
Передали в Секретариат в рабочем порядке позицию российской стороны в письменном виде по проекту характеристики рисков, в котором отразили, что проект характеристики рисков не соответствует требованиям приложения Е аналогично с хлорпирифосом и СЦХП, а приведенные в проекте документа показатели по стойкости, биоаккумуляции, способности к переносу на большие расстояния, неблагоприятных последствий не соответствуют критериям приложения D к Конвенции, резюмировав что, проект документа по ДЦПК требует существенной доработки и проведения дополнительных исследований.
6. Обзор информации, касающейся конкретных исключений в отношении декабромдифенилового эфира и короткоцепных хлорированных парафинов.
С учетом, что данные вещества не ратифицированы Российской Федерацией, информация по данному вопросу была принята к сведению.
7. Информация о процессе оценки перфтороктановой сульфоновой кислоты, ее солей и перфтороктанового сульфонилфторида во исполнение пунктов 5 и 6 части III приложения B к Конвенции
С учетом, что данные вещества не ратифицированы Российской Федерацией, информация по данному вопросу была принята к сведению.
8. Проект руководства с целью рассмотрения Комитетом способности химического вещества к переносу в окружающей среде на большие расстояния
Представлены замечания российской стороны в соответствии с предложениями ФМБА России (письмо от 17.08.2022 № 32-03/04-2/1428.
Несмотря на конструктивные и обоснованные возражения российской делегации, с учетом статуса Российской Федерации как наблюдателя, КРСОЗ 18 были приняты не отвечающие российским интересам решения о:
- рекомендации Конференции Сторон рассмотреть «Дехлоран плюс» и
УФ-328 для включения в приложения к Конвенции;
- принятии характеристик рисков в отношении СЦХП и ДЦПК.
Вместе с тем удалось добиться, что КРСОЗ 18 отложил рассмотрение проекта характеристики рисков по хлорпирифосу. Большинство членов Комитета поддержали позицию российской делегации, что данные приведенные в проекте документа не подтверждают, что перенос этого вещества в окружающей среде на большие расстояния может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья человека и окружающей среды.
По результатам КРСОЗ-18 в целях обеспечения выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Конвенций, НКЦ предлагает:
- подготовить аналитический обзор законодательной базы по обороту и использованию этих веществ в Российской Федерации, в том числе зарегистрированных продуктов, содержащих эти вещества.
- подготовить обзор существующих отечественных аккредитованных и имеющихся зарубежных методик анализа содержания этих веществ в объектах окружающей среды и продуктов промышленного производства.
- обновить существующие и адаптировать зарубежные методики анализа с последующей аккредитацией для использования в лабораториях Российской Федерации.
- провести аналитические работы по анализу содержания этих веществ в объектах окружающей среды и продуктов промышленного производства в отдельных регионах Российской Федерации.
- информировать государственные органы и промышленные организации о рисках и сроках сокращения/ прекращения производства и выведения из оборота этих веществ на мировом рынке.
- провести поиск альтернативных веществ, исследование их свойств (токсичность, биодеградируемость, биоаккумуляция, перенос на большие расстояния и др.) и возможность применения данных веществ в промышленном производстве.
- рассмотреть вопрос о подготовке non-paper странам-участницам Конвенции, в котором отразить позицию Российской Федерации в отношении рекомендации КРСОЗ 18 о включении «Дехлоран плюс» и УФ-328 в приложения к конвенции.
- принять участие в работе межсессионных рабочих групп Комитета по подготовке проектов оценок регулирования рисков по СЦХП и ДЦПК, проекта руководства с целью рассмотрения Комитетом способности химического вещества к переносу в окружающей среде на большие расстояния с привлечением экспертов из государственных органов и научных организаций.
- обсудить вопросы, связанные с включением в приложения к Конвенции рассматриваемых на КРСОЗ 18 химических веществ и подготовкой вышеперечисленных документов, на очередном заседании Межведомственной рабочей группы по координации реализации Плана выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Конвенцией.
Пресс-центр НИОХ СО РАН