Стадия первая: аспирант-первогодокНесмотря на то, что формально аспирантура сейчас — это еще одна из ступеней обучения («спасибо» Министерству образования и науки РФ), в первую очередь аспирант должен делать науку. Во всем мире будущее молодого ученого во многом зависит от того, в какую научную группу он попал и что успел совершить за первые несколько лет. Задача максимум — выбрать крутого руководителя, освоить в сильном коллективе научный метод и опубликовать несколько хороших статей. В принципе, на собственные гранты в первые пару лет времени нет (хотя возможны варианты). Однако будет не лишним узнать у своего наставника какими финансовыми возможностями он располагает.
В большинстве ведущих лабораторий ученые уже перешли на «западную» систему набора молодежи — кроме наличия бюджетного места планируют, из каких средств будут его подкармливать. Поэтому чаще всего аспиранта берут под конкретную задачу, которая прописана в плане какого-либо проекта. Например, в структуру Федерального исследовательского центра Красноярский научный центр СО РАН сегодня входит около восьмидесяти лабораторий. Большинство из них кроме бюджетного финансирования имеет и грантовую поддержку. Так, в прошлом году ученые КНЦ СО РАН из почти двухмиллиардного годового бюджета около 700 миллионов рублей заработали грантами и хоздоговорам.
Комментарий ученого. Валерий Кузьмин (аспирант Института физики им. Л.В. Киренского ФИЦ КНЦ СО РАН):
«Я занимаюсь исследованием основных электронных свойств систем с сильным взаимодействием между электронами под руководством доктора физико-математических наук Сергея Геннадьевича Овчинникова и кандидата физико-математических наук Сергея Викторовича Николаева в составе теоретической группы лаборатории физики магнитных явлений. Сильное электронное взаимодействие играет важную роль в формировании свойств высокотемпературных сверхпроводников из сложных соединений меди. В нашей теоретической группе мы провели сравнение электронных свойств в основных моделях высокотемпературной сверхпроводимости, исследовали влияние внешнего магнитного поля на электронные свойства посредством их связи с магнитным порядком. Сейчас наша группа изучает, каким образом сочетание обоих взаимодействий влияет на электронные свойства интересующих нас систем».
Стадия вторая: аспирант на выданье
Если начать развивать свою научную тему еще в магистратуре, то ко второму году обучения в аспирантуре уже можно опубликовать парочку статей. Значит, пришла пора получать собственные гранты. Вариантов несколько. Во-первых, не стоит забывать, что ученый должен еще и делиться своими открытиями с коллегами. Поездки на научные конференции и стажировки — обязательный этап профессионального роста. Сейчас для молодых ученых все дороги открыты. Поддержку на конференцию можно получить в Красноярском краевом фонде науки(недавно он сильно увеличил свой бюджет) или частном фонде Михаила Прохорова. Российский фонд фундаментальных исследований финансирует молодежные стажировки: несколько месяцев в любой лаборатории страны — неплохая возможность для научного развития. Если говорить про поездки за пределы РФ, то здесь все зависит от активности вашего шефа и личного напора. У многих зарубежных научных организаций и университетов зачастую есть собственные средства на короткие научные или обучающие визиты — главное, их не упустить.
Комментарий ученого. Наталья Евсевская (аспирант Института химии и химической технологии ФИЦ КНЦ СО РАН):
«Вместе с младшим научным сотрудником Института химии и химической технологии ФИЦ КНЦ СО РАН Еленой Витальевной Линок мы выиграли конкурс «Мой первый грант» Российского фонда фундаментальных исследований. Тема нашего исследования — «Экспериментальное обоснование основных закономерностей ионообменного метода синтеза нанопорошков соединений со структурой граната». Эта работа практически полностью совпадает с направлением, над которым мы работаем в лаборатории гидрометаллургических процессов. В исследовании основной упор мы делаем на развитие нового способа синтеза порошков различных оксидных соединений, например, оксиды индия или диспрозия, а также сложных оксидов со структурой граната. Эти материалы очень важны для современной техники, электроники, медицины. Не смотря на многообразие методов синтеза, не существует универсального. Предлагаемый нами способ имеет ряд преимуществ перед традиционными и требует развития и фундаментального понимания его основ. На сегодня у меня две публикации: в журналах “Glass and Ceramics” и “Журнал СФУ. Химия”».
Стадия третья: волка ноги кормят
Вы были активны, опубликовали несколько научных статей, посетили несколько научных центров страны и мира, защитили кандидатскую диссертацию. Пришло время собирать первый грантовый урожай. Практически все российские научные фонды щедро поддерживают активную молодежь. Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный фонд, гранты Президента для молодых ученых — везде можно получить довольно крупный грант на развитие собственной тематики, зачастую с поддержкой парочки студентов-магистров или даже аспиранта.
На Западе для молодых ученых на этой стадии карьерного развития нормой считается длительная стажировка в другом научном центре, желательно за пределами страны. Кое-где это почти обязательное условие дальнейшего успеха. Например, говорят, в Японии нельзя стать профессором, не проведя после защиты диссертации нескольких лет в Европе или США. Путь длительной зарубежной стажировки (post-doc) для вас тоже открыт. Чаще всего конкурсы на выполнение исследований объявляют для молодых ученых всего мира. Собственно говоря, огромное количество российских молодежных грантов возникло не случайно — государство хочет, чтобы ученые оставались в стране. Так что здесь выбор за вами — получить несколько миллионов рублей и создать свою научную группу в России или поехать набираться опыта, например, в Оксфорд.
Комментарий ученого. Сергей Трифонов (кандидат биологических наук, научный сотрудник Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН):
«Недавно я получил крупный грант Российского научного фонда. Мое исследование заключается в разработке метода переработки бытовых органических отходов в минеральное удобрение для выращивания растений в системе жизнеобеспечения космического назначения, иными словами, для космической оранжереи. Мы успешно проводили и проводим исследования по получению минеральных удобрений из отходов жизнедеятельности человека и несъедобной растительной биомассы для последующего выращивания на них таких культурных растений, как пшеница, салат, редис и другие. Суть метода заключается в том, что мы смешиваем отходы с перекисью водорода, помещаем смесь в так называемый реактор «мокрого» сжигания, созданный у нас в институте, и пропускаем через нее переменный электрический ток. Через несколько часов получаем раствор, который можно использовать как минеральную добавку в питании растений. Мы уже доказали экологичность получаемого раствора и научились перерабатывать газ, выделяющийся из реактора, так, чтобы его можно было подавать в камеру с растениями.Результаты исследований публикуем как в отечественных, так и зарубежных научных журналах, среди них “Доклады Академии наук”, “Химия в интересах устойчивого развития”, “Электрохимия”, “Ecological Engineering”, “Acta Astronautica”, “Advances in Space Research”, “Life Sciences in Space Research”».
Стадия четвертая: звездная
Относительный плюс карьерного роста в России. Если вы активны и целеустремлены, то можете стать новой научной звездой. Например, сейчас в СО РАН трудятся лауреаты молодежных премий Президента РФ иПравительства Российской Федерации, премий различных международных организаций. Возможность получать престижные награды за науку начинается чуть ли со студенчества — сначала городские, потом краевые. По-настоящему звездный уровень — это федеральный или международный. Конкуренция там огромная, но, как показывает опыт, молодые ученые, которые целенаправленно занимаются наукой в сильной группе, могут бороться на равных со всеми.
Комментарий ученого. Олеся Махутова (Кормилец) (кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН, доцент СФУ. Обладатель премий «Для женщин в науке» L’OREAL—UNESCO, Scopus Award Russia, государственной премии Красноярского края, премии главы города Красноярска молодым талантам, премии «Лучшие аспиранты РАН», премии имени академика В.Е. Соколова в области общей биологии и экологии):
«В лаборатории экспериментальной гидроэкологии я изучаю жирнокислотный состав беспозвоночных, например, личинок насекомых, ракообразных, населяющих дно и толщу водоемов. Оказалось, что беспозвоночные значительно различаются по содержанию жирных кислот, а значит, по своей питательной ценности. Изменение видового состава может привести к изменению качества кормовой базы рыб. Также совместно с коллегами мы исследуем поток омега-3-ненасыщенных жирных кислот из водных экосистем в наземные. Полиненасыщенные жирные кислоты необходимы для здорового функционирования сердечно-сосудистой и нервной систем и обмена веществ у всех животных, включая человека. Мы публикуемся в ведущих международных рецензируемых журналах, специализирующихся в области экологии, лимнологии, биохимии: Freshwater Biology, Freshwater Science, Limnologica, Limnology and Oceanography, Science of the Total Environment, Hydrobiologia, Lipids. Помимо этих изданий — в российских рецензируемых переводных журналах, например, в “Докладах Академии Наук” и “Сибирском экологическом журнале”».
Стадия пятая: сам себе режиссер
Гранты на собственное исследование, престижные премии и внимание СМИ — всё это заманчиво, но преходяще. Идеальная траектория карьерного роста молодого ученого должна заканчиваться созданием собственной лаборатории. Проблема отцов и детей актуальна во всех сферах, в том числе и в науке. Впрочем, и здесь ситуация меняется. Создание новых лабораторий — тренд нынешнего дня. Это может произойти как за счет привлеченных средств, так и за счет политики омоложения и обновления кадрового состава. Гранты Российского научного фонда или Федеральной целевой программы «Исследования и разработки», кадровый резерв Федерального агентства научных организаций, внутренняя политика омоложения в организации. Возможностей для самореализации на сегодня достаточно.
Комментарий ученого. Илья Рыжков (доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института вычислительного моделирования ФИЦ КНЦ СО РАН):
«В 2002 году я закончил Красноярский государственный технический университет по специальности «Прикладная математика» и поступил в аспирантуру Института вычислительного моделирования. Под руководством доктора физико-математических наук, профессора Виктора Константиновича Андреева занимался применением теории групп к решению дифференциальных уравнений, описывающих процессы тепломассопереноса в смесях.Кандидатскую диссертацию я защитил в 2005 году, после чего в течение трех лет работал в Свободном университете Брюсселя (Бельгия), где занимался моделированием процессов разделения смесей, экспериментами в области физики жидкостей в условиях невесомости. Моим руководителем в то время была профессор Валентина Шевцова. После возращения в Россию в 2009 году я продолжил работу в области физики жидкостей и процессов тепломассообмена. В 2014 году защитил докторскую диссертацию, а в 2015-м выиграл грант Российского научного фонда на создание собственной лаборатории. Одним из условий этого гранта было приглашение двух молодых кандидатов наук для работы в Красноярске. В недавно созданной лаборатории химической физики мы занимаемся разработкой «умных» мембран для управляемого разделения ионных растворов. Для реализации проекта было закуплено оборудование. Результатом нашей работы стал синтез нанопористых проводящих мембран. Изменяя внешний потенциал, приложенный к мембране, можно управлять транспортом ионов через поры. Экспериментальные исследования в лаборатории тесно связаны с теоретическими. В частности, математическое моделирование позволяет глубже понять механизмы переноса ионов в порах мембран. Созданные мембраны могут найти применение в химической, топливно-энергетической и пищевой промышленности. Конечно, для этого необходимо провести еще большой комплекс фундаментальных и прикладных исследований».
P. S. Подробная информация о направлениях подготовки в аспирантуре Федерального исследовательского центра Красноярский научный центр СО РАН доступна на сайте. Будущие ученые могут выбрать любую из более чем двадцати научных специальностей по девяти направлениям подготовки: математика и механика, физика и астрономия, химические науки, биологические науки, информатика и вычислительная техника, химическая технология, фундаментальная медицина, клиническая медицина и лесное хозяйство. Если говорить об институтах СО РАН в целом, то о поступлении в аспирантуру можно узнать на их сайтах, а многообразие направлений поистине неисчерпаемо: здесь каждый найдет то, что ему интересно. Прием документов продлится до 31 августа 2017 года.
Егор Задереев,
Екатерина Бурчевская
Источники
Краткий карьерный гид для молодого ученого
- Наука в Сибири (sbras.info), 11/08/2017
Краткий карьерный гид для молодого ученого
- Новости сибирской науки(www.sib-science.info), 11/08/2017