12.08.2020 Минприроды внесло площадку "Усольехимпрома" в реестр объектов накопленного вреда экологии

Ранее в реестр был включен только цех ртутного электролиза.

Территория бывшего химкомбината "Усольехимпром"

УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ /Иркутская область/, 11 августа. / ТАСС/.

Минприроды РФ внесло промплощадку "Усольехимпрома" в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС). Об этом сообщил журналистам во вторник врио губернатора Приангарья Игорь Кобзев.

"С сегодняшнего дня полностью вся площадка [включена в реестр]. Минприроды сделало соответствующие изменения, мы это видели. Я рад, что Министерство природы России оперативно отреагировало на эту загрязненную территорию", - сказал Кобзев.

Ранее в реестр был включен только один из цехов предприятия - цех ртутного электролиза. Как пояснила ТАСС директор новосибирского Института органической химии Сибирского отделения РАН, который является координационным центром Стокгольмской конвенции в РФ Елена Багрянская, внесение предприятия в реестр объектов накопленного вреда экологии дает возможность выделять на ликвидацию аварии федеральное финансирование. В реестре указывают площади объекта, масса и объем находящихся там отходов и класс их опасности. Собеседница агентства отметила, что предложение о внесении предприятия в реестр поступили в Минприроды РФ по инициативе главы Росприроднадзора Светланы Родионовой.

Закрывшееся в 2005 году крупнейшее за Уралом предприятие химической промышленности "Усольехимпром" стало очагом экологического бедствия в Усолье-Сибирском, где проживают более 76 тыс. человек. На промплощадке находится крупный очаг ртутного загрязнения, оставшийся после ликвидации в 1998 году цеха ртутного электролиза. Там хранятся емкости с химическими веществами, а корпуса, почва и подземные воды пропитаны токсинами. Ликвидировать цех ртутного электролиза планируют до сентября 2021 года.

Ближайшие к "Усольехимпрому" жилые дома находятся в 2 км. Сам город расположен в 77 км от Иркутска на берегу Ангары. Президент Владимир Путин 30 июля распорядился задействовать ресурсы всех органов власти, в том числе Минобороны, для решения экологических проблем Усолье-Сибирского. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил провести доследственную проверку.

http://web.nioch.nsc.ru/institut-glavnaya-2/pressa-ob-institute/3541-minprirody-vneslo-ploshchadku-usolekhimproma-v-reestr-ob-ektov-nakoplennogo-vreda-ekologii

05.06.20201 Россия и Норвегия обсудили актуальные аспекты охраны окружающей среды

В формате видеоконференции состоялся российско-норвежский семинар по вопросам реализации международных конвенций, регулирующих обращение с химическими веществами и опасными отходами, в рамках двустороннего проекта «Оценка воздействия химических веществ на окружающую среду и здоровье человека».

С российской стороны делегацию возглавила председатель российской части Российско-Норвежской Рабочей группы по предотвращению загрязнения окружающей среды, начальник отдела Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Майя Колосенцева, с норвежской стороны – председатель норвежской части Российско-Норвежской Рабочей группы, руководитель Департамента международного сотрудничества Агентства окружающей среды Норвегии Андре Каммеруд.

В ходе мероприятия были рассмотрены актуальные аспекты деятельности в России и Норвегии по реализации обязательств, вытекающих из Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. При этом особое внимание было уделено шагам и мероприятиям, предпринимаемым в соответствии с национальными планами по реализации Конвенции.

Напомним, Россия подписала Стокгольмскую конвенцию в 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2002 г. № 320 «О подписании Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях», и ратифицировала Конвенцию в 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 164-ФЗ «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях».

Минприроды России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 720 «О мерах по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 г. » осуществляет, в т. ч. координацию выполнения федеральными органами исполнительной власти обязательств России.

В рамках встречи была представлена информация о деятельности Новосибирского института органической химии им. Н. Н. Ворожцова Сибирского отделения Российской академии наук, который с 2017 г. является Национальным координационным центром РФ по Стокгольмской конвенции, а с 2019 года – Региональным центром Стокгольмской Конвенции.

Представитель Института Евгений Третьяков проинформировал участников о реализованных, а также о планируемых в рамках Рабочей группы Арктического Совета по устранению загрязнения Арктики (АКАП) проектах, связанных со стойкими органическими загрязнителями, а также о планах деятельности на 2020–2023 годы.

Норвежская сторона, в свою очередь, проинформировала о загрязнении почв перфторалкильными и полифторалкильными веществами и о мерах, которые предпринимаются в стране для снижения распространения данных веществ, сокращения риска для окружающей среды и здоровья населения на законодательном уровне, а также применяемых инструментах и технологиях для реабилитации загрязненных почв.

Российские и норвежские эксперты обменялись данными о законодательных подходах и проводимой работе в сфере обращения с опасными отходами (в том числе содержащими стойкие органические загрязнители), применяемых методах по обезвреживанию и утилизации таких отходов.

Представители норвежского агентства по окружающей среде проинформировали, что важной частью системы обращения с отходами в Норвегии является сжигание отходов. Около 30% всех отходов сжигается с выработкой энергии. Коммунальных отходов сжигается около 55% и только незначительная их часть идет на захоронение.

На данный момент в Норвегии действует 7 крупных мусоросжигательных заводов. В связи с введением строгих законодательных мер по выбросам в атмосферный воздух, часть более мелких заводов прекратила работу. Установки по сжиганию отходов должны иметь разрешения на сжигание при температуре 1100 градусов С.

Екатерина Демичева, директор по развитию компании «Русатом Гринвэй», которая является отраслевым интегратором направления по обращению с отходами в структуре Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», представила информация о федеральном проекте «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», реализуемом в рамках национального проекта «Экология». В частности, Е.Демичева рассказала о создании производственно-технических комплексов по обращению с отходами I-II классов опасности, реализации инвестиционных проектов в области экологии, ликвидации накопленного экологического вреда. До конца 2020 года компания «Русатом Гринвэй» планирует запустить в Красноярском крае установку по обезвреживанию отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, «Мелиоформ-ПХБ-500». Планируемые объемы переработки отходов 750 тонн в 2021 году возрастут до 1200 тонн в 2023 году.

Директор Центра международного промышленного сотрудничестка ЮНИДО в РФ Сергей Коротков проинформировал о работе, проводимой в рамках проекта «Экологически безопасное регулирование и окончательное уничтожение оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы (ПХБ), и материалов на предприятиях ОАО «РЖД» и других владельцев ПХБ».

Компании «Русатом Гринвэй» передана в пользование установка по обезвреживанию отходов, содержащих ПХБ.

За последнее время, благодаря усилиям ЮНИДО в России, возросла осведомленность об опасности ПХБ, совместно с Российским энергетическим агентством проведены семинары для шестисот человек.

В настоящее время ЮНИДО в России прорабатывается вопрос по аккредитации 3–4 лабораторий для анализа ПХБ, запланировано проведение расширенной инвентаризации, а также создание базы данных. Разработана методология по маркировке оборудования, содержащего ПХБ, планируется создание модели для сжигания загрязненных ПХБ масел.

Представители норвежского агентства по охране окружающей среды также проинформировали о работе в рамках Минаматской конвенции, которая проходит в соответствии с планом действий, разработанном в 2010 году.В связи с введением запрета на использование ртути, в настоящее время в Норвегии прекратились сбросы и выбросы ртути. Вместе с тем имеются загрязнённые ртутью территории и водоемы.

Российской стороной были представлены сведения о работе, проводимой для снижения загрязнений ртутью, в том числе в рамках выполнения обязательств Минаматской конвенции. Представитель «НИИ Атмосфера» Александр Романов рассказал об исследованиях по оценке загрязнения ртутью различных компонентов окружающей среды, а также о реализации российско-норвежского проекта (совместно с Канадой) проекта «Аркриск», реализуемого в рамках АКАП, и других практических аспектах проводимой в настоящее время работы по борьбе с загрязнением среды ртутью.

Представители Минприроды России сообщили о работе в рамках Российско-Суданского сотрудничества по проблеме использования ртути. Ежегодно «на полях» Межправительственной Российско-Суданской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству проводятся семинары на данную тему.

Отмечена деятельность по данному направлению ряда российских компаний : ЗАО «ИТОМАК», «ЛЮМЭКС», ГПБ «Глобал ресорсиз» и др.

По итогам мероприятия стороны подчеркнули обоюдный интерес продолжать диалог, направленный на обмен информацией о деятельности России и Норвегии в области обращения с химическими веществами и опасными отходами.

Пресс-служба Минприроды России

http://web.nioch.nsc.ru/institut-glavnaya-2/pressa-ob-institute/3440-rossiya-i-norvegiya-obsudili-aktualnye-aspekty-okhrany-okruzhayushchej-sredy

05.02.2020 Сибирские химики помогут предотвратить вредное воздействие стойких органических загрязнителей.

В 2017 году Новосибирский институт органической химии им. Н. Н. Ворожцова СО РАН стал национальным и региональным координационным центром, созданным в целях обмена информацией по выполнению обязательств РФ, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях.

Стойкие органические загрязнители (СОЗ) — это пестициды, ядовитые химические вещества, использующиеся при создании трансформаторов, конденсаторов и для других промышленных нужд, побочные продукты целлюлозно-бумажного и цементного производства, сжигания мусора, металлургии. Они содержат фтор, не разлагаются в природе и накапливаются в почве и в жире животных. Эти токсичные соединения не выводятся из организма и могут привести к развитию онкологии. В мае 2001 года в Стокгольме была подписана конвенция о сокращении или прекращении производства, использования и выпуска в атмосферу 12 основных СОЗ. Этот список постоянно дополняется новыми веществами. Включение в этот список новых соединений осуществляется на совещаниях Стокгольмской конвенции. НИОХ СО РАН обладает технологиями для определения даже малых концентраций этих веществ.

«У нас в России в больших масштабах производили жидкие хлорпроизводные дифенила (совол, совтол) для использования в конденсаторах и трансформаторах. Они негорючи, не окисляются, взрывобезопасны и имеют отличные электроизоляционные качества. Железные дороги были загрязнены смесью полихлордифенила и трихлорбензола. Токсичность этих соединений была осознана не сразу, потому что СОЗ накапливаются в организме медленно. После того как более 90 стран мира подписали Стокгольмскую конвенцию, было принято решение уничтожить все СОЗ до 2028 года. Для этого будут построены специальные заводы. «Российские железные дороги» имеют свои лаборатории по анализу СОЗ, и есть договоренность о совместной работе по этим проектам», — отмечает директор НИОХ СО РАН доктор физико-математических наук Елена Григорьевна Багрянская.

В НИОХ с 1997 года под руководством кандидата химических наук Сергея Владимировича Морозова работает лаборатория экологических исследований и хроматографического анализа. Здесь изучают низкомолекулярные органические вещества, занимаются оценкой масштабов и степени загрязнения территории Сибири стойкими органическими загрязнителями, а также риска воздействия химических веществ на здоровье населения. Эта лаборатория работала и в Бурятии и Монголии, исследовала экологию Байкала и реки Селенги.

Чтобы проводить анализы загрязнений, нужно выявить их источники. Центр уже договорился о получении из промышленной палаты информации о том, какие предприятия могут производить СОЗ, в том числе диоксины (опасные химические вещества из списка «грязной дюжины» стойких органических загрязнителей), а также о том, как они уничтожались. Одно из таких предприятий — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат — было закрыто в 2013 году, его считали основным источником загрязнения Байкала.

По словам Елены Багрянской, Новосибирская область загрязнена относительно слабо, поскольку большая часть загрязнителей вывозилась за ее пределы или уничтожалась, но в других регионах существуют серьезные проблемы, которые не ограничиваются загрязнением пестицидами. В СССР была хорошо развита химическая промышленность, но не на всех закрывшихся предприятиях проводилась рекультивация и захоронение отходов. Яркий пример — завод «Усольехимпром» в Иркутской области, где после остановки работы не проводилась демеркуризация (удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных). Из-за этого город Усолье-Сибирское живет в режиме чрезвычайной ситуации с 2018 года.

НИОХ СО РАН предложил рабочей группе по ликвидации ЧС помощь с идентификацией и поиском способа технологии уничтожения отходов. Елена Багрянская обратилась к председателю Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко по поводу ликвидации последствий деятельности ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон» и предложила провести встречу для обсуждения этой проблемы. 21 января в Совете Федерации прошло совещание, на котором было принято решение внести «Усольехимпром» в реестр накопленного экологического вреда.

«В первую очередь необходимо решить вопрос о юридической передаче земли в федеральную или региональную собственность и выделить средства из федерального бюджета для создания проекта по ликвидации последствий. Для решения проблемы необходимо провести открытый конкурс на создание комплексного проекта по рекультивации земли, при этом экспертиза проектов должна быть проведена в том числе при участие сотрудников Минобрнауки России и РАН. Чтобы не допустить нецелевого расходования средств, выделенных из федерального бюджета, заказчиком должен выступать губернатор Иркутской области. Рекультивацию земли разумно осуществлять на месте, а не перевозить тонны зараженной земли на большие расстояния. Наиболее остро стоит вопрос об охране объекта, ведь с территории предприятий вывозятся стройматериалы с содержанием ртути, СОЗ и других вредных веществ. Если это не предотвратить, то существует реальная угроза отравления населения. Необходимо провести квалифицированный анализ содержимого в закопанных цистернах и осуществить вывоз химических веществ и их передачу на заводы, где они могут быть востребованы, а не на хранение и сжигание», — считает Елена Багрянская.

Сейчас институт договаривается с ведомствами и организациями о том, чтобы вся информация о загрязнениях стекалась в координационный центр. По условиям конвенции, уже к 2024 году необходимо предотвратить вредное воздействие стойких органических загрязнителей на окружающую среду и людей, а также внедрить технологии по снижению и обезвреживанию выбросов.

«Основные показатели, по которым судят о загрязнении какой-либо области СОЗ, — это воздух, кровь и женское молоко. Сейчас у нас есть идея сделать мониторинг по Новосибирской области и представить данные наглядно в виде карты на сайте. Собрать такие материалы для анализов, как кровь и женское молоко, достаточно сложно, это нужно проводить организованно. Также для успешной работы необходимо законодательно разрешить транспортировку эталонов веществ (СОЗ) в научных целях. Они необходимы для исследований на хроматографе», — рассказывает Елена Григорьевна.

Все три года национальный координационный центр участвовал в разработке плана выполнения Россией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией, в подготовке нормативных и методических документов по вопросам СОЗ, дорожной карты реализации плана, внесении поправок в текст конвенции. Руководитель национального координационного центра доктор химических наук Евгений Викторович Третьяков участвовал в работе Арктического совета и подал совместный с финскими учеными-экологами проект по мониторингу СОЗ в Арктике, который поддержан в первом чтении.

В Совете Федерации обсудили меры по ликвидации последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ряда предприятий

В Совете Федерации прошло совещание «О мерах по ликвидации последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон».

Открывая заседание, председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров подчеркнул, что мероприятие проводится во исполнение поручения Председателя Совета Федерации.

«Мы обращаем внимание на проблемные вопросы обеспечения экологической безопасности промышленной площадки в целях исключения негативного воздействия на окружающую среду размещенных на указанных объектах опасных отходов», — сказал Алексей Майоров.

Заместитель председателя Комитета СФ Елена Зленко сообщила, что в адрес Председателя Совета Федерации поступило обращение директора Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова Сибирского отделения РАН Елены Багрянской по вопросу ликвидации последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон».

По словам сенатора, в целях решения указанной проблемы нужно учитывать следующее. В настоящее время сформирована законодательная база, направленная на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который был дополнен главой «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде». Установлен порядок выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а также порядок организации работ по его устранению.

Елена Зленко обратила внимание, что до недавнего времени отсутствовало специальное нормативно-правовое регулирование обращения с чрезвычайно опасными (I класс опасности) и высокоопасными (II класс опасности) отходами, что не позволяло осуществлять контроль со стороны государства за ведением безопасного сбора, накопления, транспортирования, обработки, обезвреживания и размещения таких отходов. На указанную проблему было обращено внимание на Государственном Совете Российской Федерации, состоявшемся 27 декабря 2016 г.

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» указанный пробел был ликвидирован.

Законодательство предусматривает создание федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности

Законодательство предусматривает создание федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, соблюдение которой является обязательным условием осуществления деятельности по обращению с подобными отходами опасности для всех участников обращения с такими отходами. Федеральная схема включает в себя, в том числе, сведения об образовании опасных отходов и обращении с ними, сведения об операторах, сведения об объектах, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов, включая схему потоков таких отходов от источников их образования до указанных объектов.

Кроме этого определяется федеральный оператор по обращению с такими отходами. Вводятся особенности обращения с опасными отходами. Устанавливается, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются такие отходы, осуществляют обращение с ними самостоятельно или передают их федеральному оператору.

Сенатор указала, что в рамках национального проекта «Экология» реализуется федеральный проект «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I — II классов опасности», предусматривающий создание семи межрегиональных производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию этих отходов, создание единой государственной информационной системы учеты и контроля за обращением с такими отходами. Реализация данного проекта и существующих норм законодательства позволит избежать образования новых объектов накопления опасных отходов, снизить накопленный вред окружающей среде, подчеркнула парламентарий.

Елена Зленко отметила, что необходимая законодательная база для решения указанных в обращении проблем сформирована, поэтому представляется целесообразным уполномоченным федеральным органам исполнительной власти совместно с Правительством Иркутской области провести работу по включению объектов, расположенных на территории промышленной площадки ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский силикон» в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде с последующим определением источников финансирования. При этом важнейшим вопросом, требующим решения, является выбор технологии по обезвреживанию опасных отходов, считает Елена Зленко.

В ходе совещания была заслушана информация представителей Минприроды России, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, МЧС России, Ростехнадзора, Правительства Иркутской области, Российской академии наук, экспертов.

C 16 по 20 апреля 2018 г. в г. Москва на базе Международного центра научной и технической информации (МНЦТИ) проходил Тренинг курс «Правовые и практические аспекты обращения с полихлорированными бифенилами (ПХБ) в России и за рубежом».

 

Организаторы курса: Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО при поддержке Регионального центра Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях RECETOX, Чехия, г. Брно и Национального координационного центра РФ по выполнению Стокгольмской Конвенции – Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН (НИОХ СО РАН).