НИОХ СО РАН: Доклад об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в НИОХ СО РАН 31.01.2022 г.
НИОХ СО РАН: Приказ №4 от 21.01.2022 Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (создание комиссии для оценки эффективности и организации функционирования антимонопольного комплаенса в НИОХ СО РАН)
НИОХ СО РАН: Приказ №101 от 30.12.2020 г. Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
МИНОБРНАУКИ РОССИИ: Приказ №1526 от 14.12.2020 г. Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве науки и высшего образования РФ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ: Распоряжение №МН-8/44 от 18.01.2021 г. О принятии актов об антимонопольнои комплаенсе
- В целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", утвердить прилагаемые методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
- Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства руководствоваться методическими рекомендациями, утвержденными настоящим распоряжением.
ГАРАНТ:
О разъяснении вопросов, связанных с внедрением органами исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления антимонопольного комплаенса, см. письмо ФАС России от 25 февраля 2019 г. N СП/13794/19
- Создание и организация федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности этих федеральных органов исполнительной власти и средств, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 октября 2018 г. N 2258-р
Методические рекомендации
по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
I. Общие положения
- Настоящие методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс).
- Термины, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральным органом исполнительной власти;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в федеральном органе исполнительной власти.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
- Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти.
- Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
- При организации антимонопольного комплаенса федеральному органу исполнительной власти рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
а) заинтересованность руководства федерального органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
III. Акт об антимонопольном комплаенсе
- Для организации антимонопольного комплаенса федеральным органом исполнительной власти должен быть принят акт, в котором содержатся:
а) сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
б) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении федеральным органом исполнительной власти своей деятельности;
в) порядок ознакомления служащих федерального органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
г) меры, направленные на осуществление федеральным органом исполнительной власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
д) ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти.
- Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
IV. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган
- Общий контроль за организацией и функционированием в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должен осуществляться руководителем федерального органа исполнительной власти, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы федерального органа исполнительной власти, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
- В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти должно быть определено уполномоченное подразделение (назначено должностное лицо), состав которого определяется в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности федерального органа исполнительной власти.
- При определении уполномоченного подразделения (назначении должностного лица) федеральный орган исполнительной власти должен руководствоваться следующими принципами:
а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству федерального органа исполнительной власти;
б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).
- К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) должны относиться следующие функции:
а) подготовка и представление руководителю федерального органа исполнительной власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов федерального органа исполнительной власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование служащих федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование руководителя федерального органа исполнительной власти о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
- Оценку эффективности организации и функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
- К функциям коллегиального органа должны относиться:
а) рассмотрение и оценка мероприятий федерального органа исполнительной власти в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
- Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при федеральном органе исполнительной власти.
V. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
- В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) на регулярной основе должны проводиться:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
в) анализ проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;
г) мониторинг и анализ практики применения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
- При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях и территориальных органах федерального органа исполнительной власти сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в федеральном органе исполнительной власти, который содержит классифицированные по сферам деятельности федерального органа исполнительной власти сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных федеральным органом исполнительной власти на недопущение повторения нарушения.
- При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом) анализа нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти должны реализовываться следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление руководству федерального органа исполнительной власти сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти.
- При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
- При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в федеральном органе исполнительной власти уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны реализовываться следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в федеральном органе исполнительной власти;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в федеральном органе исполнительной власти;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в федеральном органе исполнительной власти.
- При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности федерального органа исполнительной власти по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
- Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом (должностным лицом) по уровням согласно приложению.
- На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
- Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти.
- Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
- В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
- Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
- Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса
- В целях оценки эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для федерального органа исполнительной власти в целом.
- Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должна разрабатываться федеральным антимонопольным органом.
- Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно проводить (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти.
- Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
- Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
- Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).
- Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте.
- Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен направляться федеральным органом исполнительной власти в Федеральную антимонопольную службу для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в федеральных органах исполнительной власти в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции".
- Приложени
к методическим рекомендациям
по созданию и организации
федеральными органами
исполнительной власти системы
внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
Уровни рисков
нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности федерального органа исполнительной власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи федеральному органу исполнительной власти предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи федеральному органу исполнительной власти предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи федеральному органу исполнительной власти предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |