Далеко не каждый мужчина отважится взвалить на себя груз ответственности за развитие такого серьёзного учреждения, как научный институт. Казалось бы, чего тут можно ожидать от женщины? Елена Багрянская доказала своим примером, что русская женщина может не только в горящую избу войти и коня на скаку остановить, но и институтом успешно управлять. Правда, для этого желательно соблюсти одно важное условие: женщина должна быть ученым с мировым именем.
Новосибирский институт органической химии СО РАН был создан для нужд химической промышленности СССР. Много лет научные сотрудники института занимались как фундаментальными проблемами органической химии, так и прикладными задачами. Однако в период «перестройки» эта связь между фундаментальной наукой и опытным химическим производством, которым располагал НИОХ, была нарушена.
В 2012 году Елена Григорьевна Багрянская была назначена исполняющей обязанности руководителя, а затем избрана директором института. За прошедшие годы удалось многое сделать и поддержать те самые «точки роста», в которых институту не было равных. Одна из них — разработка нитроксильных и тритильных радикалов, в чем институт является мировым лидером. Именно за эту разработку в 1994 году сотрудникам НИОХ была вручена Государственная премия. По этой теме за последние пять лет НИОХ получил целый ряд грантов РНФ, РФФИ, Минобразования.
По признанным достижениям научных сотрудников института последних лет НИОХ был отнесен к первой категории результативности научных организаций. Научная деятельность института расширилась: было получено 13 грантов Российского научного фонда, 35 грантов Российского фонда фундаментальных исследований, ФЦП, РФФИ-Япония, РФФИ-Германия, РФФИ–Франция, Мега-грант Минобрнауки и др.
Пресс-досье
Елена Багрянская — профессор, доктор физико-математических наук. Родилась 07.11.1958 года.- Окончила НГУ по специальности «физик» (специализация химическая физика).
- Является членом комитета ISMAR (Международного общества магнитного резонанса), вице-президентом Международного общества ЭПР (IES), президентом Тихоокеанского общества ЭПР (APES), президентом Российского общества ЭПР, экспертом РНФ и РФФИ, профессором Японского общества содействия науке (JSPS). Работала в качестве профессора в Оксфордском университете, в Тохоку университете (Япония), в Прованском университете, Цюрихском университете и Университете Северной Каролины. Член ученого совета и докторского диссертационного совета при НИОХ СО РАН.
- Лауреат гранта президента для молодых докторов наук, лауреат премии молодых докторов Фонда содействия отечественной науке, была и является руководителем целого ряда грантов РФН, РФФИ, ФЦП, CRDF, INTAS и др.
- Исполняющий обязанности главного редактора в Applied Magnetic Resonance и член редакции журнала «Структурная химия».
- Руководитель Новосибирского отделения Федерации женщин с университетским образованием.
- Под ее руководством защищено 15 кандидатских и одна докторская диссертация.
- Член диссертационных советов НИОХ СО РАН, ИХКиГ СО РАН, ИНХ СО РАН.
— Сегодня институт занимается рядом перспективных направлений, которые реально довести от лабораторных исследований до конечного продукта, — рассказывает Елена Григорьевна. — Ведется работа по созданию биоразлагаемых полимеров для остеосинтеза в сотрудничестве с НИИТО, препаратов для эмболизации, протезов кровеносных сосудов в сотрудничестве с НМИЦ им. Мешалкина. В отделе медицинской химии под руководством профессора Салахутдинова ведется работа по синтезу биологически активных веществ, которые могут применяться при лечении различных, в том числе и онкологических, заболеваний.
Сегодня мы выпускаем стабилизаторы для полимерной промышленности, биопрепараты для стимуляции роста и защиты растений от инфекций, новые фотополимерные материалы для лазерной записи голографических структур. Поскольку в НИОХ есть Центр коллективного пользования, мы активно взаимодействуем с пищевой, полимерной промышленностью, проводя различные анализы. В этом же направлении работаем с государственными структурами, например, помогая проводить анализ и идентификацию некоторых сложных соединений.
В прошлом году у института появилось совершенно новое направление: НИОХ СО РАН назначен Национальным координационным центром РФ по Стокгольмской конвенции РФ. Теперь он отвечает за обмен информацией по выполнению обязательств РФ с правом представлять Россию и защищать ее интересы на мировом уровне.
— Одна из важных целей нового направления нашей деятельности — отстаивать интересы РФ, — объясняет Елена Багрянская. — Так, например, совсем недавно нашему представителю — руководителю центра Евгению Викторовичу Третьякову, который принял участие в заседании совета в Швейцарии, удалось доказать, что для одного из веществ, производимых в России, можно отложить запрет производства на пять лет. В результате три наших завода продолжат работать в течение этих пяти лет, параллельно запустив в производство новое соединение с аналогичными свойствами. Я считаю, что это очень важная работа, имеющая государственное значение. Кроме того, после оценки научного уровня наших специалистов в области анализа стойких органических загрязнителей и материально-технической базы специалистами из Швейцарии было принято решение номинировать наш институт в качестве Регионального координационного центра стран Центральной и Восточной Европы, который курирует выполнение международных обязательств стран региона по линии Стокгольмской конвенции. Это требует создания на базе НИОХ высокотехнологичной системы мониторинга, а также контроля стойких органических загрязнителей и их аналогов в окружающей среде.
— Елена Григорьевна, а как Вы оцениваете сегодняшнюю российскую науку в целом?
— К сожалению, за минувшие годы мы достаточно большое число блестящих ученых «выплеснули» за пределы нашей страны. Приезжая на международные конференции, я вижу много русских, вот только представляют они совсем другие страны. Российская наука пытается подняться, но ей очень сложно. На это есть несколько объективных причин, в числе которых: отсутствие финансирования на приобретение приборов, необходимых ученым, возможности вовремя получать реактивы. Именно в этом мы проигрываем Западу, где приборный парк полностью обновляют в течение пяти лет. У нас же есть приборы, которым тридцать лет, их ремонтируют и продолжают эксплуатировать. Сколько бы об этих проблемах ни говорилось, пока изменить ничего не получается. Хочется надеяться, что в ближайшее время после очередной реформы науки и приезда нашего президента в Академгородок проблемы с оборудованием и инфраструктурой начнут решаться. Очень хочется, чтобы в России наука поднялась на должный уровень и ею можно было бы гордиться. Я уверена, что научные и технологические разработки будут в России востребованы в ближайшие годы.
Юлия Цыганкова
ИСТОЧНИК
Всё материальное заканчивается, научные открытия живут веками Новосибирскому Институту органической
Новосибирскому институту органической химии СО РАН — 60 лет.
- Журнал «Совет директоров» (sovetdirectorov.info) № 5(152), 30.05.2018 г.