Ольга Салангина, корреспондент: «Эксперимент абсолютно безопасен для людей, единственная опасность – эта мышь может попросту укусить меня за руку. Но, в принципе, главная задача ученых – понять, как полученное пушистыми пациентами лекарство с помощью ингалятора распространяется по их организму».
В лаборатории – ученые из трех институтов и 34 мышки, которые пройдут испытания в ингаляторе, после чего, как и полается настоящим пациентам, сдадут анализы – кровь и мочу. Сергей Аньков, старший научный сотрудник Института органической химии, сосредоточенно готовит шприцы, колбы и самих подопытных… На сегодняшний эксперимент потрачены немалые средства – 50 000 рублей.
Это только начало глобального проекта в рамках федеральной программы, «Здоровьесбережение и рациональное применение лекарственных препаратов», рассчитанной на ближайшие десять лет. Ученые Академгородка должны решить важную для России задачу: попытаться искоренить тяжелую социальную болезнь – туберкулез, – удешевить процесс и улучшить качество жизни пациента.
Сергей Аньков, научный сотрудник Института органической химии СО РАН: «Если человек пьет таблетки, то нагрузка на печень высокая – за счет того, что дозы очень большие. Основная цель – уже в том, чтобы снизить общую нагрузку на человека».
В составе нового аэрозоля – всё те же известные лекарства, но это уже не таблетки и уколы, вызывающие муки и боли, а обыкновенная ингаляция. Доза – ниже в два раза, соответственно, меньше и удар по здоровым органам и выше шансы спасти больного. Эффект воздействия на больные легкие с помощью распыления – быстрее и точнее в разы. Сегодня в Новосибирской области на учете только с открытой формой туберкулеза – две с половиной тысячи человек… Смертность от этого опасного заболевания в мире – более двух миллионов человек ежегодно!
Сергей Валиулин, старший научный сотрудник Института химической кинетики и горения СО РАН: «Главная проблема в лечении туберкулеза – быстро вырабатывается устойчивость к препарату. И если неправильно назначено лечение или пациент прервал лечение, то препарат перестает действовать и нужно назначать что-то другое. Все препараты очень тяжелые – это химиотерапия, которая очень сильно влияет на организм: когда человек начинает принимать эти препараты, ему становится хуже в первый момент, и он просто может бросить. Он бросает лечиться и становится как будто легче, но на самом деле болезнь развивается внутри и это приводит к печальному исходу».
Сибирского туберкулеза боятся по всему миру. «Болезнь тоски», как ее называл Роберт Кох, открывший микобактерию туберкулеза, поселилась здесь с незапамятных времен – климат суровый... Первая вспышка социально опасной болезни в Сибири произошла в 60-х годах: на тысячу человек – двое больных! Потом следовала победа над туберкулезом в 80-х и новая вспышка в 90-х. По последним данным, за последние пять лет число вновь зарегистрированных случаев заражения палочкой Коха в Новосибирской области снизилось в два раза благодаря усилиям медиков, более качественному лечению, новому оборудованию, поступающему в регионы...
Но проблема всё еще существует. Инфекция от человека, который болен открытой формой туберкулеза, распространяется воздушно-капельным путем – по сути, не застрахован никто, всё зависит только от личного иммунитета каждого из нас. И если вчера это заболевание считалось сугубо социальным (к примеру, заключенные или люди с неопределенным местом жительства), то сегодня это обычные, вполне обеспеченные люди: жизнь на бегу, занятость, напряжение – некогда... Но новосибирские ученые уверены – болезнь можно искоренить!
Сергей Валиулин, старший научный сотрудник Института химической кинетики и горения СО РАН: «Есть мыши, которые вылечились?» – «Да, после ингалирования у мышей, которые были заражены, не обнаружены микобактерии по сравнению с той группой, которая не лечилась».
Исследования будут продолжены. В течение 2018 года ученым предстоит еще несколько экспериментов, один из них – в закрытых боксах туберкулезного диспансера, уже на зараженных опасной инфекцией мышах. А через два года новосибирские исследователи планируют перейти к испытанию новой методики на людях-добровольцах. В итоге официальной медицине будет предложено заменить химиотерапию карманными ингаляторами, с помощью которых больной сможет лечиться даже на дому, не контактируя со здоровыми людьми.