Что изучают в химическом институте физики?
nioch.ru

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова
Это старая версия сайта! Новый сайт https://web3.nioch.nsc.ru/nioch/

 

Учёные НИОХ СО РАН показали современное аналитическое оборудование и рассказали о перспективных научных направлениях Института. В лабораториях побывали корреспонденты телеканала ОТС, Сергей Толмачев и Сергей Жданов.

Сюжет доступен для просмотра по https://youtu.be/ecfxP8k-RVI

ВВК: В Новосибирском институте органической химии появилось новое оборудование, в том числе приобретенное по федеральной программе обновления оборудования. На одном из имеющемся в Институте спектрометре магнитного резонанса исследуют новые лекарства, химические соединения и современные материалы, которые разрабатывают ученые в других лабораториях. О том, чем в химическом институте занимаются физики - расскажет Сергей Толмачев.

Анастасия Соколова конструирует ингибиторы. Это вещества, которые способны блокировать в организме вирусы. Сейчас девушка работает с обычной камфорой. Задача - сделать из нее лекарственный препарат против вирусов.

Анастасия СОКОЛОВА,  старший научный сотрудник лаборатории физиологически активных веществ:

- Она обладает широким эффектом биологической активности. Но не противовирусным. Мы же делаем химические модификации. Камфоры,  борнеола - это производное камфоры. И получаем такие соединения, которые обладают уже противовирусной активностью.

Но чтобы полученное химиками вещество включили в состав новых лекарств, формулу и структуру действующего вещества нужно подтвердить экспериментально. Точно установить структуру позволяет широкий набор спектрального и аналитического оборудования Института. Всего в год проводится более 38 тысяч испытаний . В аналитической лаборатории в том числе определяют, чем именно загрязнен воздух, вода и проводят другие экологические исследования. Но главная задача лаборатории - доказывать точность структуры соединений, полученных химиками.

Дмитрий ПОЛОВЯНЕНКО, руководитель Центра спектральных исследований:

- Приборы позволяют с большой точностью определять брутто-формулу вещества, его молекулярную массу и, как следствие, получать точные сведения об его структуре. Дело в том, что сейчас при публикации статей - если вы получили новое вещество - требуется подтвердить его структуру.


А это уже мощнейший сверхпроводящий магнит в составе спектрометра ядерного магнитного резонанса. Поле этого магнита - в 10 раз мощнее обычного томографа. Аспирант Сергей Овчеренко здесь исследует повреждения ДНК, которые вызывают и природные факторы - ультрафиолет, радиация, грязный воздух. Все это приводит к старению клеток. Но нуклеиновые кислоты и белки могут восстанавливаться.

Сергей ОВЧЕРЕНКО, младший научный сотрудник лаборатории магнитной радиоспектроскопии:

- Однако в организме присутствует процесс починки. Называемый репарацией ДНК. В сотрудничестве с институтом химической биологии и фундаментальной медицины мы изучаем эксцизионную репарацию ДНК. Это процесс, в котором фермент находит повреждения в ДНК и удаляет поврежденные азотные основания.

В этом институте есть и опытное химическое производство. Но выпускать лекарства - нельзя, поскольку институт не имеет стандарта GMP. Пока не будет необходимых лицензирующих документов.

Елена БАГРЯНСКАЯ, директор Новосибирского института органической химии им. Ворожцова СО РАН:

- GMP - это стандарт, который позволит нам выпускать лекарства у себя на производстве. Например, есть у нас такой препарат - НИОХ-14. Это против оспы. Одной из задач государства - то, чтобы у нас были такие запасы, лекарства от оспы, на Векторе. И вот совместно с Вектором сейчас одобрены и идут клиническое испытания этого препарата.

Еще одно, новое направление - исследование потенциальных ингибиторов коронавируса. Возможно, у той камфоры откроют новые свойства. Если немного изменить формулу. Но для этого нужно провести еще десятки тысяч химических реакций.