Встреча Михаила Мишустина с женщинами-учёными
nioch.ru

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова
Это старая версия сайта! Новый сайт https://web3.nioch.nsc.ru/nioch/

М.Мишустин: «Вы выбрали непростую профессию, вы занимаетесь наукой, образованием. И в этом смысле, когда говорят, кто лучше будет работать в науке, мы, мужчины, всегда скажем, что женщина: она более усидчива, терпелива, аккуратна, настойчива».

 

 

М.Мишустин: Дорогие женщины, я рад вас всех приветствовать. В первую очередь позвольте мне в преддверии замечательного праздника 8 Марта всех вас от всей души поздравить и пожелать всего самого доброго. Женщина всегда есть женщина, будь она учёный, промышленник, студент – неважно, и я от всей души вам желаю всего самого доброго. Вы выбрали непростую профессию, вы занимаетесь наукой, образованием. И в этом смысле, когда говорят, кто лучше будет работать в науке, мы, мужчины, всегда скажем, что женщина: она более усидчива, терпелива, аккуратна, настойчива. Вы так же системно и работаете в этой сфере. Знаю, что, может быть, женщин пока в науке не так много, как хотелось бы, может быть, самим женщинам, но точно абсолютно это всё можно будет исправить.

В Год науки и технологий, который был объявлен российским Президентом, многое делается для того, чтобы развивать и науку, и технологии, и образование. Хочу вам сказать об очень радостной новости, которая сегодня была озвучена нами на встрече с профессорско-преподавательским составом Новосибирского государственного университета. Решено, что будет новый кампус Новосибирского государственного университета, и не только кампус. Это поручение Президента, мы с ним говорили на эту тему, и соответствующее решение принято.

Мы сегодня посмотрели внимательно на те проекты, которые предлагает и общественность, и университет непосредственно. Мы были также в СУНЦ, или физматшколе, как раньше это было. Людмила Андреевна, которая теперь руководит СУНЦ, знает уже, что принято также решение о строительстве как учебного корпуса, так и досугового центра для нового СУНЦ, чего так долго все ждали. Я очень надеюсь, что это будет хорошим катализатором для всех, кто работает, преподаёт и учится здесь, на территории Новосибирского государственного университета, вообще в Академгородке. Надеюсь также, что все проекты, о которых мы говорили, будут реализованы – с подачей проектно-сметной документации, с экспертизой, потому что очень важно всё, что было обещано, исполнить. Вам обещаю, что строительство этих центров я возьму на личный контроль и мы в Правительстве будем этим заниматься системно. Очень надеюсь – а сегодня нам назвали конкретные сроки, – что это всё будет сдано. И надеюсь, что количество женщин, которые там будут учиться, преподавать, работать, будет больше в удельном весе.

Вот, собственно говоря, что я хотел вам сказать. Ещё раз вас от всей души хочу поздравить с замечательным праздником, с 8 Марта.

Вашим семьям пожелать всего доброго, мамам вашим, сёстрам, бабушкам, дочерям. Ну и мужчинам, которые рядом.

Все: Спасибо, спасибо большое.

Е.Лидер: Лидер Елизавета, научный сотрудник Института неорганической химии СО РАН, доцент Новосибирского государственного университета и председатель совета научной молодёжи Сибирского отделения РАН. Вы сейчас объявили нам очень радостную новость по поводу строительства кампуса НГУ. Действительно, очень долгожданное начинание для всех нас – для сотрудников и для студентов Новосибирского университета. А я хотела бы обсудить с Вами ещё вопрос жилья.

В целом вопрос жилья – это один из наиболее важных, основных вопросов для молодых учёных, особенно для тех, кто уже имеет свои семьи. Сейчас действует программа государственных жилищных сертификатов, и в рамках этой программы наименее обеспеченные учёные получают, естественно, поддержку от государства. Вот эта программа, мы рады, что она существует, и она долгосрочная, с перспективами определёнными. Но, к сожалению, путь к государственному жилищному сертификату достаточно тернист для простого молодого человека. Требуется большой пакет документов, большое количество справок, которые зачастую при мобильности молодых учёных сложно собрать со всех мест проживания, особенно если они меняли место жительства. Хотелось бы попросить посодействовать каким-то образом в отношении вот этой забюрокраченности, в удалении избыточности этих документов, которые необходимо предоставлять на сертификат, а также пересмотреть срок стажа научного работника при подаче таких заявлений. Сейчас это пять лет минимум научного стажа. Но мы знаем, что у нас аспирантура, аспиранты защищают досрочно диссертации, бывает три года и даже менее стажа, и им требуется какой-то научный стаж дополнительный, для того чтобы только принять участие в этой программе. То есть можно ли пересмотреть эти вопросы и уменьшить вот этот научный стаж, который необходим для участия в данной программе.

М.Мишустин: Первое. Без сомнения, мы разберёмся, я соответствующее поручение по приезде дам, чтобы посмотреть на процедуры или на трудозатраты, которые требуются молодому учёному, неважно, мужчина он или женщина, для того чтобы получить сертификат. Надеюсь, что вы получите ответ, как только мы рассмотрим это. Но что касается стажа, поручу Валерию Николаевичу Фалькову рассмотреть такие подходы и посмотреть, что можно сделать по этому поводу.

Е.Землянская (старший научный сотрудник, руководитель направления в НОЦ Института генетических исследований НГУ, кандидат биологических наук): Михаил Владимирович, у меня к Вам вопрос. Я хотела бы у Вас узнать: в то время, когда Вы учились в аспирантуре, когда Вы готовили докторскую диссертацию, какие были у Вас научные интересы и было ли у Вас желание продолжить деятельность в науке? Возможно, Вы рассматривали действительно такую возможность?

 

М.Мишустин: В аспирантуре по специальности «математическое моделирование» я занимался матмоделями перерабатывающих специальных автоматизированных систем механообработки (даже сейчас трудно это всё произнести), эффективными разными алгоритмами и разработкой автоматизированных систем проектирования.

Что касается научных интересов, они были очень разными, но начал я с кафедры теоретической механики. Первая научная работа, которую мы сделали с моим научным руководителем, была лабораторная работа. Программное обеспечение – программа, которая позволяла узнать, в случае введения соответствующих параметров, каковы реакции в опорных подшипниках при вращении соответствующих цилиндрических твёрдых тел со смещённым эксцентриситетом вокруг неподвижных осей. Очень тяжело это всё высказать. Сейчас я понимаю, как это было сложно.

Уже непосредственно докторская была посвящена стратегии налогообложения имущества. Непростая совсем тема. Я и не предполагал тогда, что буду работать в Налоговой службе. Мы занимались этим с моим научным руководителем, когда я ещё не работал на государственной службе, и мы пытались взять всё самое лучшее в мире. Но там ещё вопросы справедливости, потому что налогообложение никому не нравится, и надо сделать это справедливым, аккуратным… Пытались найти научный подход, и в том числе соответствующие методы.

Что касается интересов каждого человека, очень важно, кто ваш наставник, кто ваш учитель. Я знаю огромное количество людей... Да вы все наверняка – я вот сейчас спрошу – каждый из вас, все скажут о своём учителе.

У меня были замечательные учителя, как и у вас, наверное, и в школе, и в университете, и позже. Наверное, темы, которые мы потом дальше развиваем, в том числе в науке, очень сильно зависят от наставника.

Я хотел сразу сказать, что совершенно замечательная история – это конкурс «Лидер России», который по инициативе нашего Президента уже много раз проводился. Такой, если хотите, социальный лифт. Вот Людмила Андреевна (Некрасова), с которой мы встретились на этом конкурсе. Я не предполагал, что она будет моей подопечной, а я её наставником. Но вот это наставничество, институт наставничества – это замечательная история, потому что первые наставники – это, конечно, мама с папой, а потом это уже учителя. Очень надеюсь, что в научной работе наставничество будет развиваться, потому что ни один компьютер, цифровая платформа, ни одна технология не заменит настоящего учителя, который приведёт молодого человека – или юношу, или девушку – в науку и сделает так, чтобы он захотел там остаться.

Е.Землянская: Понятно. Спасибо большое. У меня небольшой комментарий, благодарность, наверное, Правительству нашему. Есть замечательная программа поддержки молодых учёных, и эта программа стартовала недавно. В рамках этой программы проводится конкурс, когда добавляется государственное задание, организация, тема научная, для того чтобы было сформировано подразделение молодёжное, молодёжная лаборатория. В частности в НГУ коллектив молодых учёных выиграл такой конкурс, и была сформирована лаборатория с хорошим финансированием. Это прекрасная возможность для молодых, перспективных, талантливых...

М.Мишустин: А тема научная у сформированной лаборатории какая?

Е.Землянская: Клеточные технологии. Это прекрасная возможность для них реализовать себя, свой потенциал. Вообще такая программа очень важна для региона в целом, даёт всем хороший шанс для самореализации. Хотелось бы поблагодарить Вас за то, что такая программа существует, и очень хотелось бы рассчитывать, что она будет продолжаться и что, возможно, будут объявлены новые конкурсы. Ещё раз большое спасибо.

М.Мишустин: Постараемся. Вам спасибо.

Е.Багрянская (директор Новосибирского института органической химии имени Н.Н.Ворожцова Сибирского отделения РАН, доктор физико-математических наук): Багрянская Елена Григорьевна, я директор Новосибирского института органической химии, доктор физматнаук, профессор. Я, конечно, хотела бы тоже поддержать эту программу молодёжных лабораторий. У нас в институте три таких лаборатории, мы очень успешно развиваемся. Это разные тематики, но это шанс действительно молодым учёным подняться.

Вы затронули тему женщин в науке. Я хотела бы сказать, что я также возглавляю новосибирское отделение Федерации женщин с университетским образованием, и целью этого образования общественного является продвижение как раз женщин-учёных. Мы организовали конкурс «Академина», который поддержала Валентина Ивановна Матвиенко. Татьяна Алексеевна Голикова хочет в будущем распространить наш опыт на всю Россию. Это конкурс, на который представляют свои работы женщины-учёные, его цель – как раз вовлечение в науку девушек. В этом году мы его отменили в связи с пандемией, но на следующий год планируем его проводить. И Андрей Александрович Травников также обещал поддержать, чтобы распространить этот опыт.

ЮНЕСКО была организована конференция, опрос мировой общественности, «Гендерный дисбаланс в науке» – математике, физике, химии, биологии. Хочу сказать, что в России на самом деле каких-то сложностей для женщин в науке нет. Если вы посмотрите по институтам, то вы увидите, что там примерно 50 на 50. У нас половина женщин, половина мужчин. То же самое в Институте химической биологии и фундаментальной медицины. И работают у нас блистательные женщины-учёные. Вот Ольга Ивановна Лаврик, академик, кавалер ордена французского «Лилового легиона».

Это очень здорово. Единственная проблема: у нас очень маленький процент женщин в Академии наук и маленький процент в директорском корпусе.

Но я хотела бы поставить вопрос о том, что женщин-учёных волнуют те же проблемы, что и мужчин-учёных. А конкретно мы сейчас говорим о зарплате. И женщин даже больше, потому что они эмоциональны, хотят навести порядок везде и так далее. Огромной проблемой у нас является отсутствие инфраструктуры, то есть отсутствие финансирования инфраструктуры.

Я как директор могу сказать, что 80–90% нашего бюджета – это зарплата. А представьте себе: крыши, полы, ремонты и так далее. Мы институт первой категории, и нам выделяют деньги на ремонты. Мы благополучно починили все крыши и многое другое. Но, понимаете, науку очень высокого уровня можно сделать только в случае, если есть хорошая аппаратура. Есть великолепный аналитический центр, но большая часть оборудования уже устарела. К счастью, началась эта программа. Но вот представьте себе, как она идёт? Чтобы не повторилось то же самое, что с зарплатами. Она идёт таким образом, что говорят, мы вам обновим оборудование на 50%. Владимир Владимирович Путин об этом объявил несколько лет тому назад. Что делается в министерстве? Говорят, ну вот возьмите вашу балансовую стоимость, она стоит столько-то. А мы прекрасно понимаем, как она считается, что такое стоимость 20 лет назад или 30 лет назад и сейчас. То есть мы реально на эти деньги можем 10–15% оборудования заменить. Мы, конечно, крутимся. Мы зарабатываем примерно столько же вне бюджета и покупаем на внебюджет оборудование, не тратим его на подъём заработной платы, а пытаемся купить это самое оборудование. К нам приезжал Фальков, было обсуждение хорошее про ЦКП. Если мы не обновим оборудование, то никакой замечательной науки у нас не будет. Мы об этом говорили и с Фурсенко, и более того был несколько лет назад нашей федерацией организован разговор с Валентиной Ивановной Матвиенко, мы это тоже обсуждали. Вот эту проблему надо сдвигать. Это первая проблема.

И вторая, о которой я хотела бы поговорить. Вот у нас опытное химическое производство, совершенно замечательное. То есть мы сейчас будем запускать производство НИОХ-14. Это наш препарат против оспы, который наши учёные создали, и вместе с «Вектором», уже клиника прошла, и мы предполагаем его запустить. Но. Нам нужна реконструкция производства. Ладно, реконструкцию мы сделаем на эти деньги, но когда мы начинаем закупать исходники, то это огромная проблема. Вы, наверное, знаете, что у нас номенклатура химических соединений очень маленькая. Вот одно из предложений: в Минпромторге собрать эту информацию, потом, возможно, на начальном этапе сделать госзаказ, например, в Пермь (многие химические заводы остались не у дел), и после этого можно было бы действительно не покупать всё в Китае или где-то ещё. Тем более что перекрыть границы могут в любой момент, многие вещи через таможню не проходят, потому что они считаются прекурсорами. Вот прекурсоры – ввели просто невозможную вещь, мы метанол не можем купить, потому что он прекурсор, потому что никто не продаёт и так далее. Понимаете? Вот с этим надо как-то двигаться. Химия – это одно. Есть ещё и биология.

Вот Ольга Ивановна (Лаврик) биолог – она знает, что это проблема. После того как мы заказываем нашу химию, она приходит к нам через 3–6 месяцев. А у учёного мысль, надо быстро её реализовать. Я работала раньше за рубежом – в Оксфорде, в Японии два раза была по приглашению, профессором в Швейцарии и так далее. Вот у меня мысль, я заказывала – через три-четыре дня это всё уже на столе. Мы хорошо знаем, что в «Сколково» это организовано, в Томске это организовано. Я от имени всех женщин-учёных России к Вам обращаюсь: может быть, можно каким-то образом сдвинуть эту точку с места? Я уверена, безусловно, что она осознана всеми, эта боль наших женщин-учёных.

М.Мишустин: Елена Григорьевна, да, слышу Вашу боль. Я попробую на неё ответить не, скажем, вакциной, но таблеткой.

Очень важно смотреть, какой выход научной работы или того, о чём мы говорим. Я сейчас просто скажу, что очень важно смотреть, какой эффект потом дают эти работы. И конечно же, когда потеряна цепочка отраслевых реализаций, которые даёт ваш институт, неважно, научное учреждение, которое работает, это очень грустно, потому что потом сложно защищаться и объяснять, почему нужны средства дополнительные на то, чтобы приобрести быстро реагенты, оборудование и прочее.

Мы сейчас пытаемся день за днём и с Валерием Николаевичем (Фальковым), и с коллегами такую цепочку возвращать. И очень важно, чтобы были соответствующие отраслевые требования, что нужно. Вы сказали: Минпромторг. Есть другие министерства, ведомства, частные компании, которые что-то производят, что-то делают. Они зарабатывают на этом средства. И соответствующая, если хотите, декомпозиция того, что зарабатывают те, кто продукцию свою реализует тем, кто придумал, как это сделать, – она необходима. Подходы такие есть. Мы над этим работаем. Что касается Вашего конкретного вопроса – всё равно жизнь конкретна, – просил бы Вас письмо написать, передать мне его через Валерия Николаевича Фалькова. Можно напрямую в приёмную. Я посмотрю, что мы можем сделать. Ладно?

Е.Багрянская: Спасибо большое. Мне очень приятно слышать, что проблемы осознаны. Как-то двигаться надо, потому что это касается всех учёных. И хорошо, что появились по крайней мере российские растворители. Было какое-то время, что мы даже самые простые растворители покупали за рубежом. А сейчас, когда начинают санкции вводить, это особенно ощутимо.

М.Мишустин: Всё правильно. И для того, чтобы систему эту заложить, я Валерия Николаевича попрошу. На «Векторе» мы сегодня были, нам показывали производство вакцины непосредственно… Письмо жду. Что сможем. 

 

Источники

Встреча Михаила Мишустина с женщинами-учёными
- Правительство России (government.ru), 05.03.2021 - М.Мишустин: «Вы выбрали непростую профессию, вы занимаетесь наукой, образованием. И в этом смысле, когда говорят, кто лучше будет работать в науке, мы, мужчины, всегда скажем, что женщина: она более усидчива, терпелива, аккуратна, настойчива».
Мишустин: кабмин работает над восстановлением связи научных институтов с производством
- tass.ru, 05.03.2021 - По словам премьера, нужно разработать отраслевые требования, касающиеся поставок в научные институты
Рабочий визит Михаила Мишустина в Новосибирскую область
- Новости сибирской науки (www.sib-science.info), 09.03.2021