Ученые Новосибирского института органической химии (НИОХ) имени Ворожцова СО РАН открыли новый способ бороться с коронавирусом при помощи производных сложных эфиров спирта борнеола. У этих соединений обнаружены противовирусные свойства, которые могут лечь в основу лекарств от COVID-19.

За основу взяли природный спирт борнеол из-за его доступности и небольших затрат, требуемых при добыче. Его целебные свойства известны с давних времен. Как сообщают в НИОХ СО РАН, на протяжении веков этот спирт использовали для лечения различных инфекций, при заболеваниях желудка и кишечника. Он является предшественником камфоры, проявляет различные виды биологической активности, известны его антисептические свойства. Кроме того, в институте создали эффективные способы модификации борнеола, чтобы получать вещества с заранее заданными характеристиками, что и было использовано при исследовании его влияния на SARS-CoV-2.

Как передает издание «Наука в Сибири», ученые синтезировали около ста различных соединений и проверили каждое из них на противовирусную активность. Было обнаружено, что сложноэфирные производные борнеола препятствуют проникновению искусственных вирусов, взаимодействуют именно с чужеродным поверхностным белком. Проанализировав библиотеку веществ, выявив наиболее активные структуры, проверив их на вирусе, ученые выяснили, что соединения-лидеры способны противостоять штаммам COVID-19 «ухань», «дельта» и «омикрон».

С помощью специальных программ и молекулярного моделирования было определено, в каком месте происходит связь со спайк-белком вируса, чтобы выяснить, как модификаций сложных эфиров борнеола влияют на коронавирус и его способность прикрепляться к клеткам. Было установлено, что соединения блокируют эту функцию ковида.

«Результаты биологических экспериментов, структурные особенности рассматриваемых веществ и анализ аминокислотной последовательности поверхностного элемента разных штаммов SARS-CoV-2 позволяют предположить, что наши молекулы присоединяются к стеблевой части домена S2. При этом механизм их действия, вероятно, заключается в подавлении фузогенной активности спайк-белка, определяющей возможность его слияния с клетками организма», — объясняет ведущий научный сотрудник лаборатории физиологически активных веществ НИОХ СО РАН доктор химических наук Ольга Яровая.

Эти свойства борнеола могут лечь в основу новых лекарств от COVID-19. В качестве таковых могут выступить капсульные препараты, одним из компонентов которых будет борнеол. Также рассматривается возможность доставки вещества пациентам прямо в легкие, что будет эффективнее. Но это станет возможно только через несколько лет, когда пройдут все испытания и доклинические исследования.

Новосибирские ученые научились лечить COVID-19 с помощью спирта