21 января в России отмечается День аспиранта. Дата празднования дня аспиранта связана с выходом в свет документов Совнаркома РСФСР, регламентирующих систему подготовки научных работников. Назывались эти документы «Положения о научных работниках вузов» и «Инструкции о порядке подготовки научных работников при НИИ и ВУЗах по прикладным, точным и естественным наукам». Оба документа увидели свет 21 января 1925 года.
Аспирантура становится первым шагом на пути становления молодого специалиста как будущего учёного. Аспирантура – первая ступень научной карьеры, которая закладывает основы научных знаний, формирует специфику мышления будущего учёного и характер будущей научной деятельности.
Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова Сибирского отделения Российской академии наук принимает активное участие в подготовке молодых специалистов. В 1961 году состоялся первый набор обучающихся в аспирантуру. С этого момента НИОХ СО РАН начал осуществлять образовательную деятельность. Ведущие учёные участвуют в подготовке научных кадров высшей квалификации для работы в НИИ.
Мы побеседовали с молодыми учеными, работающими в Новосибирском институте органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН. Почему выбрали науку? Интересно ли быть ученым? Какие планы строят на будущее? Об этом читайте в нашем материале.
Анастасия Олеговна Финке, младший научный сотрудник Лаборатории медицинской химии НИОХ СО РАН, аспирант 4 года обучения НИОХ СО РАН.
Анастасия, когда Вы поступили в аспирантуру?
Я поступила в аспирантуру в 2018 году после окончания Новосибирского Государственного Университета (Факультет естественных наук, направление «Фундаментальная и прикладная химия», кафедра органической химии). Свою дипломную работу я выполняла в Лаборатории медицинской химии НИОХ СО РАН. Поступление в аспирантуру было логическим продолжением развития моей научной деятельности в этом же направлении.
Какая тема Вашей диссертации?
Мое исследование в рамках кандидатской диссертации посвящено селективным модификациям полициклических изохинолиновых алкалоидов – синоменина и 6,14-эндо-этенотебаина. Целью исследования является получение новых азотсодержащих гетероциклических производных данных алкалоидов и поиск среди них перспективных анальгетических и противовоспалительных агентов.
Поделитесь своим опытом преподавательской деятельности?
В течение 1-го года обучения в аспирантуре я принимала участие в образовательном проекте для детей от 5 до 15 лет - была ведущей научных программ. Вместе с детьми мы выполняли практические работы по химии, физики и биологии (в зависимости от тематики программы) достаточно высокого уровня с учетом возраста ребят. Летом 2019 года я работала в летнем лагере этого же проекта на профильных сменах по химии: читала детям лекции, а затем они закрепляли полученные знания выполнением экспериментов. Тогда я поразилась уровню кругозора и любознательности ребят. Это был очень классный и полезный опыт. Эта деятельность помогла мне стать более уверенной на публичных выступлениях. Когда нужно держать внимание и дисциплину среди большой группы детей, а порой и импровизировать в каких-то моментах – после этого кажется, что перед любой другой аудиторией выступать гораздо проще.
В 2020 году в рамках педагогической практики я была ассистентом преподавателя лабораторных работ по органической химии у студентов-химиков 2 курса ФЕН НГУ. В осеннем семестре 2021 года я первый раз попробовала себя в более серьезной преподавательской деятельности – самостоятельно вела лабораторные работы по органической химии у студентов-медиков 2 курса Института медицины и психологии В. Зельмана НГУ. Со студентами мне тоже очень понравилось работать.
Что для Вас аспирантура?
Помимо научной деятельности, мое обучение в аспирантуре также совмещается с общественной деятельностью в нашем институте. И, несмотря на большую загруженность, это время на сегодняшний день я смело могу назвать самым продуктивным периодом жизни.
Михаил Андреевич Панфилов, м.н.с Лаборатории фотоактивируемых процессов НИОХ СО РАН, аспирант 3 года обучения НИОХ СО РАН
Михаил, когда Вы поступили в аспирантуру?
Я поступил в аспирантуру в 2019 году, после того как окончил специалитет на факультете естественных наук НГУ по направлению «Органическая химия».
Какая тема Вашей диссертации?
Темой моей диссертации в настоящий момент является «Дизайн флуоресцентных индикаторов и фотоактивируемых доноров оксида азота (II)». Частично эту тему я начал еще при обучении в университете. Целью нашего исследования является получение двух серий новых соединений: флуоресцентных зондов, которые служат в качестве инструментов для захвата оксида азота (II) как in vitro, так и in vivo; фотоактивируемые доноры, которые в свою очередь, должны наоборот - выпускать оксид азота (II) при облучении видимым светом. Наши соединения, в перспективе, должны послужить инструментами для биологических исследований в области влияния оксида азота (II) на живые организмы.
Поделитесь своим опытом преподавательской деятельности?
К настоящему моменту мне довелось вести практические лабораторные занятия по органической химии для медиков НГУ.
Что для Вас аспирантура?
Для меня аспирантура в первую очередь это возможность продолжить углублять свои знания, параллельно получая рабочий стаж и возможность применять полученные знания практически «не отходя от парты». Так же это возможность получить степень, которая в будущем может быть крайне полезна.
Что пожелали бы студентам, которые планируют поступать в аспирантуру?
Хотелось бы пожелать студентам не бояться совершать ошибки, потому что только так можно достичь истины в конце долгого пути. И стараться наладить хорошие отношения с будущими коллегами по лаборатории, потому что тогда работа над диссертацией будет идти намного легче.
Наргиз Байузаковна Асанбаева, м.н.с. Лаборатории магнитной радиоспектроскопии НИОХ СО РАН, аспирантка 3 года обучения ФФ НГУ.
Когда Вы поступили в аспирантуру?
Поступила в аспирантуру физического факультета НГУ в 2019 году.
Какая тема Вашей диссертации?
Тема моей диссертации – «Исследование биополимеров и их комплексов методом ЭПР спектроскопии». В рамках данной работы проводится изучение магниторезонансных свойств нитроксильных и триарилметильных радикалов. Затем данные радикалы используются в качестве меток и зондов для исследования структуры белков и олигонуклеотидов. Помимо этого, мы исследуем применимость таких зондов на живых биологических объектах (крысах, хомяках) с помощью ЭПР спектроскопии и ЭПР томографии.
Наргиз, какой у Вас опыт преподавательской деятельности?
Веду семинары для студентов 1 курса бакалавриата ГГФ НГУ по курсу «Общая и неорганическая химия». Также в августе проводила подготовительные занятия по физике и математике для первокурсников ФФ НГУ.
Что для Вас аспирантура?
Аспирантура – это возможность научиться новым методам исследования, поработать в мультидисциплинарной команде, которая связывает химиков, физиков, биологов и медиков.
Игорь Павлович Коскин, младший научный сотрудник Лаборатории органической электроники НИОХ СО РАН, аспирант 4 года обучения ФЕН НГУ.
Игорь, когда Вы поступили в аспирантуру?
Я поступил в аспирантуру в сентябре 2018-го года, сразу же после окончания магистратуры НГУ.
Могли бы немного подробнее рассказать о Вашей научной работе? Какова цель исследования?
Тема моей диссертации – «Теоретическое изучение фуран-фениленовых со-олигомеров как перспективных материалов для органической электроники». Целью моей научной работы является вычислительное моделирование свойств исследуемых нами соединений: фуран-фениленовых со-олигомеров. Такой подход позволяет нам получать данные, которые нельзя измерить экспериментально, однако могут послужить основой для направленного дизайна новых и перспективных материалов для органических полевых транзисторов и светодиодов.
Какой у Вас опыт преподавательской деятельности?
В настоящем учебном году я веду семинары на курсе «Строение вещества» для студентов третьего курса факультета естественных наук. Это мой первый преподавательский опыт в рамках обязательной педагогической практики, однако, в дальнейшем я планирую продолжать свою работу в рамках настоящего курса.
Игорь, что для Вас аспирантура?
Аспирантура – необходимый мост между окончанием обучения и началом научной деятельности. По большому счету, это как аттестат зрелости для ученого. Сумеешь пройти аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию – ты теперь полноценный научный сотрудник.
Какие планы на будущее? Чего хотите достичь?
Наука (во всех своих проявлениях) – вещь непредсказуемая. Сколько ни мечтай, сколько ни планируй на десять лет вперед, а никогда не узнаешь заранее, ждет ли тебя за поворотом большое открытие или обидная неудача. Поэтому цели перед собой я ставлю краткосрочные и прагматичные, пускай и немного скучные: сформировать свое направление научных исследований в рамках нашей лаборатории, обеспечить себя независимым финансированием, по возможности взять под руководство нескольких студентов.
Что посоветовали бы студентам, которые планируют поступать в аспирантуру?
Будущим аспирантам я могу посоветовать одну простую, но очень важную вещь: внимательно относитесь к выбору научного коллектива и научного направления. Хорошо поставленные цели, амбиции, качественные статьи и обеспеченность финансированием – все это крайне важно для успешного обучения в аспирантуре и последующей защиты кандидатской диссертации. Не расстраивайтесь и не опускайте руки, если что-то не получается на короткой дистанции: четыре года – достаточно долгий срок для проб и ошибок. Но и не ленитесь: какими бы долгими не казались четыре года – они рано или поздно закончатся.
Юлия Павловна Устименко, м.н.с. Лаборатории терпеновых соединений НИОХ СО РАН
Когда Вы поступили в аспирантуру?
Я поступила в аспирантуру НИОХ СО РАН в 2016 году после Томского политехнического университета. Изначально я приехала в НИОХ на стажировку в Лабораторию терпеновых соединений. Мне очень понравилось и я решила выполнить в НИОХ СО РАН дипломную работу, а затем и кандидатскую.
Какая тема Вашей диссертации? Какова цель исследования?
В аспирантуре я продолжила развивать тему дипломной работы. Разрабатывала новые методики синтеза хиральных пинопиридинов на основе оксима пинокарвона, которые представляют большой интерес в качестве хиральных полидентатных лигандов для построения перспективных катализаторов асимметрического органического синтеза.
Какой у Вас опыт преподавательской деятельности?
В аспирантуре нам всем необходимо пройти педагогическую практику и я была ассистентом преподавателя лабораторных работ по органической химии в НГУ. После окончания аспирантуры мне предложили прочитать небольшой курс по органической химии для иностранных абитуриентов. И в осеннем семестре 2021 года я проводила семинары по органической химии у иностранных студентов-медиков в НГУ.
Что для Вас аспирантура?
Для меня аспирантура – это вызовы, преодоление препятствий и личностный рост. Во время аспирантуры я познакомилась с удивительными людьми, дружбой с которыми я очень дорожу.
Какие планы на будущее? Чего хотите достичь?
После защиты диссертационной работы я получила позицию постдока во Франции. В дальнейшем хотела бы развиваться как в научной, так и в преподавательской деятельности.
Что хотите пожелать студентам, которые планируют поступать в аспирантуру?
Не бояться экспериментировать в лаборатории и в жизни.
К.х.н. Сергей Александрович Добрынин, научный сотрудник Лаборатории азотистых соединений НИОХ СО РАН, преподаватель кафедры ФЕН НГУ.
Сергей, когда Вы поступили в аспирантуру?
Я поступил в аспирантуру в 2014 году.
Какая тема Вашей диссертации? Какова цель исследования?
Моя диссертация была посвящена использованию реакции 1,3-диполярного циклоприссоединения в синтезе стерически затрудненных нитроксильных радикалов.
Какой-то конкретной цели нет - каждый шаг открывает новые горизонты. Тут главное не «закиснуть» в каком-то направлении. Раньше работали над получением регуляторов полимеризации, с целью создания новых видов пластика. Потом занимались дизайном спиновых меток для изучения строения и механизмов функционирования живых систем. На сегодняшний день я занимаюсь созданием не содержащих тяжелые металлы контрастные агенты для магнитно-резонансной томографии, чтобы решить проблему токсичности существующих контрастных препаратов на основе гадолиния. И все это химия нитроксильных радикалов, я уверен - на этом граните науки мы еще даже поверхность не оцарапали. Кто знает, чем мы будем заниматься потом?
Какой у Вас опыт преподавательской деятельности?
Я руковожу выполнением курсовых работ по органический химии студентов ФЕН НГУ начиная с 2014 года, в прошлом году один из студентов защитил диплом бакалавра под моим руководством, так же я веду семинары по органической химии у студентов-медиков ИМПЗ НГУ.
Что для Вас аспирантура? Наука?
Аспирантура, в том виде, в котором я ее помню, это была пустая трата времени на ненужные занятия, которые я бы мог посветить исследовательской деятельности, т.к. тогда целью аспирантуры уже не была защита диссертации, а получение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Для меня наука - это хобби и тут я говорю не столько о своей научной деятельности в НИИ, сколько об удовлетворении простого человеческого любопытства и потребности что-либо исследовать. Наука это инструмент изучения окружающего мира, который гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд.
Какие планы на будущее? Какие области науки, кроме Вашей, наиболее интересны?
Из планов на будущее - самому развиваться и развивать интересные мне области науки.
Мне сложно судить о том, какие области мне интересны, можно лишь сказать, в каких областях я более компетентен, и в которых исследования даются мне легче – это, безусловно, органическая химия. Но на этом окружающий мир не заканчивается. Однако ответить на этот вопрос, наверное, помогут алгоритмы выдачи Ютуба, которые рекомендуют мне видео с таких научно-популярных и не только каналов как Vert Dider, Numberphile, VoicePower, Космос Просто, AlexGyver.
Чего хотите достичь?
Как-нибудь одним декабрьским вечером отужинать с королем Швеции.
Сергей, Ваши пожелания молодым ученым, студентам, которые только начинают свою научную карьеру?
На мой взгляд, наука это в первую очередь искусство, а уже потом ремесло. Поэтому занятие наукой должно приносить удовольствие, будьте лучшими в своем деле и деньги, слава, признание приложатся.
К.х.н. Ксения Сергеевна Ковалева, научный сотрудник Лаборатории физиологически активных веществ НИОХ СО РАН, победитель конкурса 2022-2023 года на право получения стипендии Президента РФ молодым ученым и аспирантам
Ксения, почему Вы решили связать свою жизнь с химией, почему выбрали Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН?
Химией и биологией я заинтересовалась еще в школе благодаря прекрасным учителям, в результате чего поступила в НГУ на факультет естественных наук. В НИОХ пришла на курсовую по органике на 2ом курсе по собственному желанию - органическая химия из всех показалась мне наиболее интересной и логичной, требующей понимания, а не заучивания. К тому же, помимо химии мне всегда были интересны и биологические и медицинские дисциплины. Работа над созданием новых потенциальных лекарственных агентов как раз такая, на стыке нескольких наук. Очень понравилось, что работа в лаборатории всегда разнообразная, причем требующая не только сидеть за компьютером, но и работать руками.
В декабре 2020 года состоялось заседание Диссертационного совета Д 003.049.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата химических наук по специальности 02.00.03 – «Органическая химия». По итогам голосования Диссертационный совет принял решение присвоить Вам ученую степень кандидата химических наук. Расскажите подробнее, чему посвящена Ваша научная работа? Какие результаты получены?
На защиту была представлена кандидатская диссертация на тему «Синтез биологически активных производных камфоры, фенхона и дегидроабиетиламина», научный руководитель — д.х.н. Яровая Ольга Ивановна (в.н.с. лаборатории физиологически активных веществ НИОХ СО РАН).
Основной темой научного исследования является синтез новых биологически активных веществ для создания на их основе специфических лекарственных средств в области социально-значимых заболеваний. В ходе работы над диссертацией были синтезированы обширные библиотеки гетероциклических и N-ацил производных гидразонов камфоры и фенхона, детально изучены особенности их строения. Впервые установлено, что полученные соединения обладают широким спектром противовирусной активности, в частности, в отношении вирусов гриппа, осповакцины и вируса Хантаан. Отработаны методы получения соединений, содержащих в структуре дитерпеновый дегидроабиетиновый структурный блок и фармакофорные гетероциклические группировки. В ходе исследования обнаружен новый структурный класс ингибиторов фермента репарации ДНК TDP1 – азотсодержащие производные смоляных кислот. Впервые показано, что полученные соединения являются эффективными ингибиторами TDP1 и способны проявлять синергетический эффект с противоопухолевым препаратом темозоломидом на клетках глиобластомы. Полученные результаты имеют важное фундаментальное и прикладное значение. Данное исследование перспективно для использования в области разработки новых лекарственных агентов с противоопухолевой и противовирусной активностью.
Какие дальнейшие планы по развитию данного исследования?
После защиты диссертации планирую развивать данное исследование и вместе с коллегами-биологами изучать свойства наиболее перспективных соединений-лидеров, параллельно занимаясь поиском новых эффективных агентов.
Ксения, 21 января в России отмечается День аспиранта – праздник молодых специалистов, научных руководителей. Что посоветовали бы студентам, которые планируют поступать в аспирантуру?
Хотелось бы посоветовать молодым исследователям запастись терпением и не опускать руки при первых неудачных опытах. Тем, кто уже поступил, я бы порекомендовала отслеживать различные конкурсы, стипендии и стажировки для аспирантов. Так же, если есть возможность, участвовать в научных конференциях. Это отличная возможность развивать свои ораторские навыки, расширять научный кругозор, а также обмениваться опытом и идеями с другими учеными.
Пресс-служба НИОХ СО РАН