nioch.ru

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Новосибирский институт органической химии им. Н.Н. Ворожцова
Сибирского отделения Российской академии наук

Широкий фронт исследований

 SergeevA 1

Директор Института прикладной физики РАН, академик РАН Александр Сергеев

«По параметрам публикуемости и цитирования в топовых международных журналах нас уже догоняют такие страны, как Турция и Иран, где серьезной, фундаментальной науки еще недавно вообще не было», - говорит академик Александр Сергеев

В конце сентября (с 25-го по 29-е) должно состояться общее собрание Российской академии наук, на котором академики уже во второй раз в этом году будут пытаться выбрать президента РАН и ее президиум. Первое собрание, в марте, закончилось, можно сказать, не начавшись: все три кандидата в президенты взяли самоотвод, ссылаясь на несовершенство избирательной процедуры. К тому времени избирательная кампания длилась уже три месяца. Были выдвинуты три кандидата: Владислав Панченко, Александр Макаров и Владимир Фортов.

Большинство участников собрания увидели в этом интригу, целью которой было не допустить предполагавшейся победы Фортова, на тот момент действующего президента академии. Но Фортов не только снял свою кандидатуру, но и ушел в отставку, не пожелав перейти в положение «врио», а в дальнейшем не стал выдвигать свою кандидатуру.

О причинах столь неординарного поведения кандидатов было сказано много, но ясно, что корни его в той реформе РАН, которая была затеяна в 2013 году, когда был принят федеральный закон № 253, — как раз в момент избрания нового президента РАН, которым тогда стал Фортов. Согласно этому закону управление академическими институтами фактически перешло к некоему «федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному правительством Российской Федерации». Таким органом стало Федеральное агентство научных организаций (ФАНО).

После принятия этого закона Академия наук из организации, управлявшей несколькими сотнями научных учреждений и во многом определявшей направления научной политики России, превратилась в консультационный и научно-методический центр, лишенный, по большому счету, возможности выполнять даже эти функции.

Причиной реформы стало недовольство низкими результатами работы РАН, которое проявляли в правительстве. Результаты эти оценивали в показателях публикаторской активности и цитируемости научных трудов российских ученых. Мы не будем сейчас возвращаться к этой дискуссии и выяснять, кто тут прав, кто виноват. Но до сих пор непонятно, почему считалось, что именно предпринятая реформа приведет к улучшению результатов работы академии, которая восприняла реформу крайне критически. И реформа действительно не задалась.


Полный текст интервью смотрите на сайте expert.ru