Ученые исследовали действие токсина, моделирующего болезнь Паркинсона, на рыбах

Новосибирским ученым удалось впервые в мире зарегистрировать когнитивные нарушения у рыб с помощью классических поведенческих тестов и искусственного интеллекта. Результаты исследования опубликованы в высокорецензируемом международном журнале Toxics и могут использоваться для тестирования антипаркинсонических лекарств.

Научные сотрудники Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета в сотрудничестве с коллегами из НИИ нейронаук и медицины и рядом других исследовательских центров применили дофаминергический нейротоксин на рыбах данио-рерио, чтобы смоделировать болезнь Паркинсона.

«Мы часто связываем болезнь Паркинсона с моторными нарушениями. К сожалению, клиническая картина пациентов с этим недугом не ограничивается ими — имеется целый ряд немоторных нарушений, в частности когнитивные, вплоть до деменции, которые способны проявиться намного раньше моторных, а также могут составлять важную часть клинической картины на более поздних стадиях заболевания. Именно этим аспектам и посвящено наше исследование. Мы с коллегами изучили кратковременную рабочую и долговременную ассоциативную память, обучение рыб под действием токсина и обнаружили ухудшение их показателей в классических поведенческих тестах. Данные были подтверждены дифференциальной кластеризацией экспериментальных и контрольных групп при анализе поведения с помощью искусственного интеллекта, — прокомментировал сотрудник лаборатории трансляционной биопсихиатрии НИИНМ и даборатории молекулярной патологии ИМПЗ НГУ Алим Асифоглы Баширзаде.

Для синтеза нейротоксина исследователи привлекли коллектив ученых-химиков из Новосибирского института органической химии им. Н. Н. Ворожцова СО РАН, а анализ поведения с помощью искусственного интеллекта был выполнен российским коллективом разработчиков из США. Исследование будет продолжено в части тестирования на полученной модели нового класса антипаркинсонических лекарств, разработанного химиками из НИОХ СО РАН.

«Кроме того, мы планируем углубиться в изучение механизмов когнитивных дефицитов, чтобы полноценно определять когнитивный профиль рыб и фиксировать более тонкие нарушения. На этом объекте мы планируем моделировать и другие нозологии, которым присущи когнитивные нарушения. Например, в рамках уже другого проекта, поддерживаемого Российским научным фондом, исследуем поведение рыб при черепно-мозговой травме, — добавила руководитель проекта, заведующая отделом экспериментальной нейронауки НИИНМ, главный научный сотрудник Лаборатории молекулярной патологии ИМПЗ НГУ доктор биологических наук Тамара Геннадьевна Амстиславская.

Пресс-служба НГУ